Мария Ганиянц
Прошедшая на прошлой неделе non/fiction запомнилась, прежде всего, тем, что для детской литературы выделили отдельный этаж и посетители, которым хоть все-равно было тесновато, смели с прилавков издательств и новинки и старые хиты.
Издательство "Машины творения" помимо своего хита "Груффало" представило на ярмарке еще одно обаятельное творение творческого союза двух британцев поэтессы Джулии Дональдсон и художника Акселя Шеффлера – "Человеткина" (Stick Man). Красочные иллюстрации Шеффлера как всегда завораживают и детей и взрослых, а удовольствие от текста удваивается благодаря переводу Марины Бородицкой. Не смотря на то, что в книге все же Санта Клаус, а не Дед Мороз, и рождество с псалмами, а не Новый Год с хлопушками, удивительная история про лесного Человеткина и его полное опасностей путешествие домой, понятна даже малышам.
-Нет! Я не палка!
Пусти меня! Стой!
Я ЧЕЛОВЕТКИН, разумный, живой!
Я Человеткин, мне нужно домой!
Изысканно изданный в винтажном стиле сборник сказок и стихов "Рождественская елка" (Издательский Дом Мещерякова) по сути – литературная мини-энциклопедия, которая позволит ребенку окунуться в волшебный мир рождества, который вдохновлял русскую литературу.
Традиция рождественского рассказа, берет свое начало в средневековых мистериях, отсюда в классический рождественский рассказ переносится общая атмосфера чудесного изменения мира или героя. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
В сборнике "Рождественская елка" есть, как и классические сказки с нравоучительным оттенком как "Неразменный рубль" Николая Лескова, есть и бытовая зарисовка "Рождественский праздник" Клавдии Лукашевич, и пронзительные по своей силе рассказы "Тапер" Александра Куприна или "Ванька" Антона Чехова, ну, и, конечно, стихи: от "Светланы" Василия Жуковского до "Гадания" Федора Сологуба и "Елки" Михаила Кузьмина.
Очевидно, что создателями сборника двигало желание передать атмосферу праздника, понятную более всего, через восприятие ребенка, который не просто радуется рождеству, а верит в чудо и ждет его. Чтобы с одной стороны воссоздать картину Рождества и того какое место этот праздник занимал в XIX веке, книга дополнена разнообразными энциклопедическими вставками, рассказывающими о том, откуда взялся обычай украшать елку, рецептов рождественских блюд, колядок и рассказов о народных святочных традициях и даже приведены примеры гаданий с зеркалом и башмачком. Особенно приятно, что вместо классических иллюстраций в книге использованы старинные рождественские открытки.
Рождественскую тему подхватил и Джанни Родари: хотя маленький католик из деревеньки Варесотто в Северной Италии и вырос в яростного писателя-коммуниста, он все равно не смог лишить детей их главного праздника – Рождества. "Удивительная книга сказок и стихов" Джанни Родари (Clever) полна рождественскими и новогодними историями, добрыми и забавными, про волхвов и вертепы, Новый год и снеговиков, совсем не похожими на те политические шедевры, которые издавались в СССР. С другой стороны, автор раскрывается в увлекательной приключенческой сказке "Гондола-призрак", которая впервые издается по-русски. Родари силой своего писательского дара погружает читателя в жизнь Венеции XVII века, населив ее персонажами итальянской комедии дель арте - Арлекином, Коломбиной, Панталоне, Тартальей и Пульчинеллой. Книгу стоит прочесть хотя бы для того, чтобы узнать нового не чипполиновского Родари.
"Мэри Поппинс с Вишневой улицы" нестареющую сказку Памэлы Треверс, которая всегда будет интересна детям, пока на земле не переведутся няни и соседи, выпустили в издательстве РОСМЭН в переводе Марины Литвиновой с классическими рисунками Геннадия Калиновского. Художник нарисовал их еще для первого издания в 60-х годах ХХ века. Мэри Поппинс у него получилась настоящей англичанкой: гордой, надменной, но при этом невероятно доброй и озорной, с удовольствием отправляющейся вместе со своими подопечными воспитанниками в удивительные сюрреалистические миры, существующие вокруг нас.
Еще один подарок "родом из детства", который как горячие пирожки раскупался сентиментальными родителями, сделало издательство "Мелик-Пашаев", выпустив под новый год обаятельную сказку прекрасной норвежской писательницы Фрид Ингульстад "Кривуля". Родившись в 1935 году, Ингульстад работала сначала радиотелеграфистом, потом стюардессой, а затем, увлекалась созданием исторических романов, которые впрочем, принесли лишь популярность. Настоящую славу писательница заслужила благодаря удивительным обаятельным и веселым сказкам, основанным на норвежском фольклоре, рассказывая всему миру об удивительной жизни троллей и ниссе, которые бывают старым дворовыми, лысыми, церковными и невидимыми рождественскими, которые в былые времена клали детям в чулки подарки.
"Одни норвежцы полагают, будто ниссе – это маленькие сутулые существа со старческими лицами, вид у них усталый, должно быть, им нелегко таскать тяжелые мешки, набитые подарками. Другие утверждают, будто ниссе толстые, а третьи уверены, что "ниссе такие, какими их создала природа". Однако большими и красивыми их не считает почти никто", - писала Ингульстад в своей статье про этих самых популярных существ норвежского фольклора.
"Кривуля" - милая сказка про семейку гномов-ниссе, веселых помощников Деда Мороза, которые ни минуты не скучают и их маленького друга тролля, а нежнейшие иллюстрации Валентина Ольшванга добавляют книге сказочности.
Подарки, которые веселые ниссе раскладывают по вязаным чулкам перед Рождеством, можно вполне смастерить своими руками, если воспользоваться книгой Татьяны Макуровой "Мастерская игрушек для детей" (Clever). В книге показаны и описаны 23 мастер-класса, которые помогут создать подарок на любой вкус: от забавного снегиря и яркой звездочки, до пластилинового снеговика. А пряничные домики, как оказалось, прекрасно готовятся из коричневого фетра и атласных ленточек.
Познавательную повесть "Кобра и скарабей" Игоря Жукова, в которой веселые мышата Тинка и Тимка отправились в Древний Египет, выпустили в издательстве "Пешком в историю". Широко используемый любителями истории ход, когда персонаж из нашего времени, попадает в прошлое и осваивается в нем с точки зрения привычек и реалий современного человека. Перед мышами, такая задача не стоит, им что пшеница XXI века, что древнеегипетская все едино, но вот попасть в брюхо ручной зверюшке жреца – кобре, которая несмотря на древность аппетитов не утратила, мышатам совсем не хочется. Им хватило уже обжоры-кота, с которым они повстречались во время войны 1812 года. Но жизнь путешественников во времени полна опасностей, кто же этого не знает.
Любителей космических тайн было на ярмарке не оттащить от стенда издательства "Розовый жираф" где к радости поклонников научно-фантастической книги Люси и Стивена Хокинг про мальчика Джорджа, путешествующего по просторам Веселенной при помощи суперкомпьютера, появилось продолжение, точнее третья часть космо-эпопеи – "Джордж и Большой взрыв". В этой книге Джордж и его подруга Ани защищают Великий эксперимент от врагов науки, и параллельно узнают все, что нужно знать детям, да и взрослым об устройстве вселенной и новых открытиях в астрофизике. И, если с точки зрения литературно-приключенческой истории сюжет довольно простой, то интересные фотографии галактик, находящихся за несколько миллиардов световых лет, или столпов творения, а также описание знаменитого Большого андронного коллайдера, и последние космические теории. Читать лучше вместе с папами.
А для тех детей, которых волнуют земные проблемы, идеально подойдет книга Джуди Блум "Питер Обыкновенный, или Младший братьев не выбирают" ("Розовый жираф"). В ней с большой долей юмора рассказывается история Питера, у которого есть младший брат Фадж, без конца претендующий на все игрушки старшего брата и вообще создающий массу проблем. А кто в итоге оказывается крайним? Незаменимая книжка для тех детей, у которых в семье есть младшие родственнички.
Продолжение саги о сестренках Пендервиках, живущих вместе с профессором папашей, после того как их мама умерла от рака, порадует девочек от 10 и старше. Героини активно портят папины свидания, и вынуждают его, в конце концов, дать страшную клятву: "Я торжественно клянусь честью семьи Пендервик – запятнанной, но, может быть, не совсем безнадежно, - что я никогда не выберу для себя женщину, которая вам не понравится. И которую вы, мои дочери, не одобрите".
Мальчишкам эти девчачьи истории, хотя и веселые и заводные, вряд ли придутся по вкусу.
Шестнадцатилетний Элиас из романа "Никто не спит" шведской писательницы Катарины Киери, тоже остался без матери, она ушла домой три года назад и не вернулась. Он написал маме 120 писем, но жизнь его не складывается, друзей нет, с отцом по душам не поговорить. Литература для подростков наиболее сложный и вместе с тем очень важный пласт современной литературы. Ведь именно подростки труднее всего делятся своими проблемами со взрослыми, а в книгах они могут найти те самые ответы на важные вопросы.
"Впервые за долгое, долгое время, впервые с тех пор, как мы переехали в эту квартиру, отец включает музыку. Я знаю, что он не делал этого даже в те редкие моменты, когда меня не было дома… Страшно подумать, что может произойти с человеком, который внезапно, спустя столько лет, ставит диск с музыкой. Вдруг этот человек лопнет, разлетится на тысячу кусков? Вдруг он забылся и не думает о последствиях?"